Разделы сайта
Авторизация
Наш опрос
Где бы вы предпочли работать?
В маленькой компании с дружным коллективом.
В большой компании, с требовательным начальством, но возможностью карьерного роста.

Ловец мгновений

Ремесло фотографа является, возможно, одним из самых удивительных, ведь работа этих людей заключается в фиксации наиболее ярких проявлений окружающего мира. Правда, в отличие от мастера живописи, который может себе позволить творить в разных жанрах — от парадного портрета и морского пейзажа до фрески и гравюры, профессионал современной фотографии, как правило, вынужден ограничиться рамками определенной специализации.


Человек из службы быта.

В советские времена все фотографы в основном делились на две крупные группы — тех, кто работает в фотожурналистике, и скромных работяг из многочисленных фотоателье. Понятно, что тассовские и огоньковские фотокоры своих коллег из службы быта профессионалами не считали. Помните, как герой Евгения Леонова в знаменитой кинокомедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» мечтал однажды приобрести серьезный фотоаппарат и начать снимать для московских журналов?..

Настоящий профи, кто он?

Очень многих новичков в мире профессиональной фотографии привлекает возможность заниматься творчеством, много путешествовать, общаться с новыми людьми и наконец зарабатывать неплохие деньги. Но далеко не все способны реально оценить свои способности к избранному ремеслу.

Существует распространенное заблуждение, что для успеха в современной фотографии главное — наличие хорошей аппаратуры и элементарное понимание техники построения кадра. Спору нет, ловкий парень с самой современной камерой на шее, закончивший лишь ускоренные курсы, может неплохо зарабатывать на конвейерных съемках для дешевых еженедельных таблоидов или на обслуживании свадеб, но серьезным профессионалом он вряд ли станет. Ведь для этого помимо чисто утилитарного, технического подхода к делу необходимо постоянно совершенствоваться в мастерстве. Но удастся ли надолго сохранить творческую мотивацию, если твоя ежедневная работа — это только выгодная халтура?

Впрочем, бывают случаи, когда сама современная техника с ее практически неограниченными возможностями вдохновляет человека на творчество. Именно так произошло с Андреем, скромным тридцатилетним инженером из Люберец. До определенного момента его опыт фотографа-любителя сводился к тому, что изредка доводилось щелкать друзей и близких обычной «мыльницей». Но однажды он купил себе в подарок на день рождения солидную цифровую камеру, которая постепенно изменила всю его жизнь. Вчерашний заурядный технарь всерьез увлекся съемкой и довольно быстро достиг впечатляющих результатов. Современная цифровая аппаратура, дающая возможность в режиме реального времени отстраивать кадр, а затем обрабатывать снимки на компьютере, предоставляет любителям уникальный шанс, не изучая хлопотную науку обращения с фотопленкой, сразу же выйти на уровень продвинутого творчества. Правда, асы по этому поводу говорят, что мастер действительно высокого класса великолепно снимет и самой примитивной камерой-обскурой, тогда как дилетанту потребуется полный комплект самой навороченной съемочной техники и фотокоррекционного программного обеспечения.

Чтобы стать профессионалом, не обойтись также без серьезных познаний в области композиции, понимания того, какую роль в визуальном искусстве играет свет, психология и пр. Но даже если вы прошли хорошую школу, обладаете врожденным взглядом художника и имеете под рукой достойную аппаратуру, вам просто необходима практика под руководством специалиста высокого уровня, который вовремя подскажет верный путь и убережет от стандартных ошибок. И правильно поступают те молодые фотографы, которые сознательно устраиваются на небольшую зарплату в крупные информагентства, чтобы вариться в одном редакционном котле с мастерами и пользоваться их советами. Кстати, именно с репортажной фотографии начинали свое восхождение к вершинам многие нынешние звезды этого искусства.

Репортажный фотограф.

Бурное развитие рынка отечественных печатных изданий обеспечивает постоянный спрос на услуги профессиональных фотографов журналистов. Пресс-фотография позволяет специалисту отточить свое мастерство в самых разных жанрах (например, в спортивной съемке, криминальной, светской и пр.) и, кроме того, увидеть жизнь не из студии, а вживую. Конечно, заработки штатных фотографов и так называемых договорников сильно отличаются. К тому же далеко не все печатные издания готовы платить за фотографии действительно достойные деньги. Но, как правило, люди, давно работающие на рынке, с годами обрастают необходимыми связями в газетах и журналах (в том числе знакомятся с бильдредакторами корпунктов иностранных информагентств), накапливают свои собственные архивы и благодаря этому постоянно востребованы и финансово благополучны.

Фотохудожник.

Интерес искушенной публики к фотографии как к явлению искусства постоянно растет. Например, галереи современной художественной фотографии в мировой столице живописи — Париже пользуются не меньшей популярностью среди специалистов и любителей, чем те, в которых представлена только традиционная масляная живопись, графика или скульптура. А ведь еще каких нибудь сто лет назад фотография и искусство казались вещами не сочетаемыми. Фотографические эксперименты знаменитого норвежского художника Эдварда Мунка (автора одного из главных произведений экспрессионизма — «Крик») вызывали порой снисходительные насмешки у критиков. Само понятие «фотография» часто использовали в оскорбительном значении. Так, многие записные эстеты обвиняли передвижников, в частности «певца русского леса» Шишкина, в том, что они делают не искусство, а всего лишь цветные фотографии природы (правда, в то время фотографическая техника позволяла работать только в черно-белом формате).

В наше время уже мало кто оспаривает особую роль фотографии в со-временном искусстве. Пришло понимание того, что изобразительный ряд фотографии психологически действует на человека не менее сильно, чем живопись. Огромная, быстро развивающаяся индустрия моды обязана своим революционным ростом именно фотографии.

Фотохудожники придумывают супермоделей (порой буквально на пустом месте), и успех новых кутюрье и их коллекций во многом зависит от фотографов. Сегодняшние звезды — в рекламе, спорте, политике, бизнесе, кино или на телевидении, представляющих современную «ярмарку тщеславия», — нуждаются в том, чтобы их талантливо сфотографировали, а снимки разместили на страницах модных глянцевых журналов.

Фотограф светской хроники.

В эту категорию входят легендарные и ужасные папарацци. И если, так сказать, легальный светский хроникер — это благородное лицо профессии, то охотник за скандальными сенсациями — ее уродливая гримаса. Хотя стоит признать, что успешный папарацци тоже большой ас своего дела. Впрочем, собственно к искусству фотографии «охота на звезд» имеет самое отдаленное отношение. Разве станет такой профи с видом тонкого гурмана искать идеальный ракурс и играть светом, если его шанс на успех — это считаные мгновения между возможностью подловить известную личность за чем то скандальным и реакцией телохранителей. Вообще жизнь папарацци сплошь и рядом напоминает захватывающие приключения шпионов с прослушкой телефонов, погонями, вертолетными рейдами в частные владения, долгими ожиданиями в засаде и непременным мордобоем в конце, если не повезет. Но вы нечасто встретите папарацци, о котором бы говорили, что он действительно классный фотограф. Да и как тут снимешь художественно, если «творческим» инструментом для фотосессии порой служит аппарат в виде миниатюрной зажигалки, которым необходимо щелкнуть так незаметно, чтобы никто не догадался о том, что произошло на самом деле.

Что касается светских фотографов, то многие из них тонкие дипломаты и психологи, чувствующие момент: кого можно снять сегодня, а чей похмельный вид лучше не выносить на суд миллионов и как преодолеть негативную реакцию «объекта», если человек категорически не желает попадать в кадр. Кроме того, светский хроникер обязан быть в курсе последних новостей, чтобы не пропустить актуальное на сегодняшний день лицо. Но вряд ли можно где то выучиться на подобного специалиста — такая работа скорее удивительное стечение обстоятельств и подарок судьбы. Если только можно считать подарком возможность постоянно тереться рядом со звездами.

Где готовят.

В СССР существовало два техникума, которые готовили специалистов для фотоателье службы быта: омский и московский. Из стен этих учебных заведений вышли многие прославленные советские фотомастера. На сегодняшний же день для молодых людей, стремящихся стать фотокорами, в Московском и Санкт-Петербургском университетах на факультетах журналистики созданы специализированные группы.

Больше всего у нас в стране всегда котировалась и до сих пор ценится подготовка в стенах операторского факультета Всероссийского государственного института кинематографии (ВГИКа). Но конкурс в это учебное заведение ежегодно просто сумасшедший, платное же обучение своих детей могут потянуть разве что очень обеспеченные родители.

В качестве альтернативы классическому фотографическому образованию можно порекомендовать различные коммерческие курсы, которых в Москве немало. Вот только при выборе руководствуйтесь не одними рекламными проспектами, обещающими в предельно короткий срок сделать из вас суперпрофессионала широкого профиля, а конкретными показателями качества обучения: кто будет читать лекции и вести практические занятия, какова численность группы, на какой аппаратуре занимаются слушатели, предполагается ли творческая стажировка. Но самое главное — это, конечно, личность мастера. Ведь действительно эффективное обучение должно строиться по принципу творческой мастерской, когда состоявшийся в профессии мэтр передает, что называется из рук в руки, собственный уникальный опыт и оценивает в режиме обратной связи успехи своих студентов.

Кстати, в США специалистов только с высшим фотографическим образованием выпускает около 70 университетов, не говоря уже о большом количестве колледжей и школ. Одна из форм фотообразования в Америке — творческие мастер-классы, рассчитанные на разные уровни подготовленности слушателей. Эти тренинги охватывают все виды фотографической деятельности: художественную, рекламную, журналистскую. К услугам желающих и двухдневные семинары в уикенд для начинающих и двухнедельные школы высшего профессионального мастерства для людей, давно играющих «в высшей лиге», но желающих узнать последние тенденции в современной фотографии. И все потому, что за океаном уже давно сложился настоящий культ фотографии: в любом офисе или доме на стенах и в настольных рамках вы обязательно увидите отличные снимки, запечатлевшие лучшие моменты из жизни хозяев. У нас в стране этот бум только начинается. Многие фирмы, далекие от мира фотографии, тем не менее, в рекламных и корпоративных интересах вкладывают значительные средства в оборудование собственных фотоподразделений самой современной техникой. Для этой аппаратуры нужны знающие специалисты. Так что спрос на профессионалов, умеющих ловить мгновения в кадр, будет только увеличиваться.

Еще статьи по теме: